Программирование на Shell

         

Shell-переменные


Имя shell-переменной - это начинающаяся с буквы последовательность букв, цифр и подчеркиваний.

Значение shell-переменной - строка символов.

То, что в shell всего два типа данных: строка символов и текстовый файл, с одной стороны, позволяет легко вовлекать в программирование конечных пользователей, никогда ранее программированием не занимавшихся, а с другой стороны, вызывает некий внутренний протест у многих программистов, привыкших к существенно большему разнообразию и большей гибкости языковых средств.

Однако интересно наблюдать то, как высококлассные программисты, освоившись с "правилами игры" shell, пишут на нем программы во много раз быстрее, чем на Си, но, что особенно интересно, в ряде случаев эти программы работают даже быстрее, чем реализованные на Си. (Но это уже случаи "высшего пилотажа").

Имя переменной аналогично традиционному представлению об идентификаторе, т.е. именем может быть последовательность букв, цифр и подчеркиваний, начинающаяся с буквы или подчеркивания.

Для присваивания значений переменным может использоваться оператор присваивания "=".

var_1=13 - "13" - это не число, а строка из двух цифр.

var_2="ОС UNIX" - здесь двойные кавычки (" ") необходимы, так как в строке есть пробел.

ВАЖНО: Обратим внимание на то, что, как переменная, так и ее значение должны быть записаны без пробелов относительно символа "=". Кстати, как видно из примеров, первым словом в командной строке может стоять не только имя команды, но и присваивание значения переменной. Об этом как раз и говорит наличие в беспробельной строке символов наличие (незаэкранированного) символа "=".

Возможны и иные способы присваивания значений shell-переменным. Так например запись,

DAT=`date`

приводит к тому, что сначала выполняется команда "date" (обратные кавычки говорят о том, что сначала должна быть выполнена заключенная в них команда), а результат ее выполнения, вместо выдачи на стандартный выход, приписывается в качестве значения переменной, в данном случае "DAT".


Можно присвоить значение переменной и с помощью команды "read", которая обеспечивает прием значения переменной с (клавиатуры) дисплея в диалоговом режиме. Обычно команде "read" в командном файле предшествует команда "echo", которая позволяет предварительно выдать какое-то сообщение на экран. Например:



echo -n "Введите трехзначное число:"

read x

При выполнении этого фрагмента командного файла, после вывода на экран сообщения

Введите трехзначное число:

интерпретатор остановится и будет ждать ввода значения с клавиатуры. Если вы ввели, скажем, "753" то это и станет значением переменной "x".

Одна команда "read" может прочитать (присвоить) значения сразу для нескольких переменных. Если переменных в "read" больше, чем их введено (через пробелы), оставшимся присваивается пустая строка. Если передаваемых значений больше, чем переменных в команде "read", то лишние игнорируются.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. На самом деле интерпретатор для продолжения работы ждет лишь нажатия клавиши . Введенное вами число воспринимается им не как число, а как последовательность символов(!). Интерпретатор не проверяет, что вы ввели. Поэтому в качестве значения переменной может оказаться любая введенная абракадабра или просто нажатие , как значение пустой строки. (Для обеспечения проверки формата ввода следует написать свою команду).

При обращении к shell-переменной необходимо перед именем ставить символ "$". Так команды

echo $var_2

echo var_2

выдадут на экран

ОС UNIX

var_2

И еще один пример. Фрагмент командного файла:

echo "var_2 = $var_2"

выдаст на экран

var_2 = ОС UNIX

В команде "echo" первое использование "var_2" - это просто текст, а второе ("$var_2") - это значение соответствующей переменной.

То что здесь присутствуют пробелы между именем переменной и символом присваивания, а также между символом присваивания и значением, так это потому, что здесь мы имеем дело лишь с текстом, куда подставлены значения переменных.Там, где действительно выполняется присваивание, пробелы в этих местах НЕДОПУСТИМЫ. Присваивание, скажем, w= означает присваивание переменной "w" пустой строки. Но и пустую строку лучше присваивать аккуратно, например w="".

Для того, чтобы имя переменной не сливалось со строкой, следующей за именем переменной, используются фигурные скобки.

Пусть a=/mnt/lab/asu/

тогда

cat /mnt/lab/asu/prim

и

cat ${a}prim

равноценны (т.е. "cat" выдаст на экран содержимое одного и того же файла).

Если также предположить, что в системе есть переменная "prim" и "prim=dir" , то команда

echo ${a}$prim

выдаст на экран

/mnt/lab/asu/dir


Содержание раздела