Визуальное моделирование в среде IBM Rational Rose 2003

         

Окончательное построение диаграммы последовательности модели банкомата


Для завершения построения диаграммы последовательности рассматриваемого примера следует описанным выше способом добавить оставшиеся объекты и сообщения. С этой целью следует выполнить следующие действия:

  1. Добавить объекты классов с именами: Контроллер Банкомата, Транзакция Банкомата, Клавиатура Банкомата, Экран Банкомата, Принтер Банкомата, Устройство выдачи наличных и IИнтерфейс Банка.
  2. Добавить сообщение: проверить идентификатор карточки (Integer), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса IИнтерфейс Банка.
  3. Добавить сообщение: ввести ПИН-код(), направленное от объекта класса-актера Клиент Банкомата к объекту класса Клавиатура Банкомата.
  4. Добавить сообщение: прочитать ПИН-код(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Устройство чтения карточки.
  5. Добавить сообщение: создать новую транзакцию(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к изображению объекта класса Транзакция Банкомата. При этом изображение объекта класса Транзакция Банкомата следует переместить вниз на уровень этого сообщения, что будет визуально означать создание данного объекта в более поздний момент времени, чем начало функционирования моделируемой программной системы.
  6. Добавить сообщение: проверить правильность ПИН-кода(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Транзакция Банкомата.
  7. Добавить сообщение: показать меню опций(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Экран Банкомата.
  8. Добавить сообщение: ввести тип транзакции(), направленное от объекта класса-актера Клиент Банкомата к объекту класса Клавиатура Банкомата.
  9. Добавить сообщение: показать меню снятия суммы(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Экран Банкомата.
  10. Добавить сообщение: ввести сумму снятия наличных(), направленное от объекта класса-актера Клиент Банкомата к объекту класса Клавиатура Банкомата.
  11. Последовательно добавить 3 сообщения: открыть счет клиента (Integer), проверить баланс клиента (Integer, Currency) и уменьшить счет клиента (Integer, Currency), направленные от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса IИнтерфейс Банка.
  12. Добавить сообщение: распечатать чек(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Принтер Банкомата.
  13. Добавить сообщение: вернуть кредитную карточку(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Устройство чтения карточки.
  14. Добавить сообщение: выдать наличные(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Устройство выдачи наличных.
  15. Добавить сообщение: завершить транзакцию(), направленное от объекта класса Контроллер Банкомата к объекту класса Транзакция Банкомата.
  16. После добавления сообщения завершить транзакцию() поместить на линию жизни объекта класса Транзакция Банкомата символ уничтожения этого объекта.


Фрагмент диаграммы последовательности, описывающая реализацию типичного хода событий варианта использования Снятие наличных по кредитной карточке для проекта системы управления банкоматом, показан на рис. 8.7.


Рис. 8.7.  Фрагмент окончательного вида диаграммы последовательности, описывающей типичный ход событий варианта использования Снятие наличных по кредитной карточке

Если необходимо изменить порядок следования сообщений, то из двух диаграмм взаимодействия данное действие удобнее выполнить на диаграмме последовательности, чем на диаграмме кооперации. В этом случае достаточно нажать левую кнопку мыши на стрелке соответствующего сообщения и, не отпуская ее, перетащить вертикально вверх или вниз данное сообщение. Дополнительно можно добавить потоки данных и определить устойчивость объектов на основе активизации соответствующих спецификаций. Указанные действия, а также построение диаграмм последовательности, описывающих реализации других вариантов использования, предлагается выполнить читателям самостоятельно в качестве упражнения.


Содержание раздела