Занесение в среду и поиск объектов
Рассмотрим схему реализации простой блочной структуры, аналогичной процедурам в Паскале или блокам в Си. Каждый блок может иметь свой набор описаний. Программа состоит из основного именованного блока, в котором имеются описания и операторы. Описания состоят из описаний типов и объявлений переменных. В качестве типа может использоваться целочисленный тип и тип
массива. Два типа T1 и T2 считаются эквивалентными, если имеется описание T1=T2 (или T2=T1). Операторами служат операторы присваивания вида Переменная1=Переменная2 и блоки. Переменная - это либо просто идентификатор, либо выборка из массива. Оператор присваивания считается правильным, если типы переменных левой и правой части эквивалентны. Примером правильной программы может служить
program Example begin type T1=array 100 of array 200 of integer; T2=T1; var V1:T1; V2:T2; begin V1=V2; V2[1]=V1[2]; begin type T3=array 300 of T1; var V3:T3; V3[50]=V1; end end end. |
Рассматриваемое подмножество языка может быть порождено следующей грамматикой (запись в расширенной БНФ):
Prog ::= 'program' Ident Block '.' Block ::= 'begin' [( Declaration )] [ (Statement) ] 'end' Declaration ::= 'type' ( Type_Decl ) Type_Decl ::= Ident '=' Type_Defin Type_Defin ::= 'ARRAY' Index 'OF' Type_Defin Type_Defin ::= Type_Use Type_Use ::= Ident Declaration ::= 'var' ( Var_Decl ) Var_Decl ::= Ident_List ':' Type_Use ';' Ident_List ::= ( Ident / ',' ) Statement ::= Block ';' Statement ::= Variable '=' Variable ';' Variable ::= Ident Access Access ::= '[' Expression ']' Access Access ::= |
Для реализации некоторых атрибутов ( в частности среды, списка идентификаторов и т.д.) в качестве типов данных мы будем использовать различные множества. Множество может быть упорядоченным или неупорядоченным, ключевым или простым. Элементом ключевого множества
может быть запись, одним из полей которой является ключ:
Над объектами типа множества определены следующие операции:
Имеется специальный оператор цикла, пробегающий элементы множества:
for (V in S) Оператор; |
Среда представляет собой ключевое множество с ключом - именем объекта. Идентификаторы имеют тип TName. Обозначение
в позиции типа - это указатель на вершину типа Нетерминал. Обозначение
в выражении - это взятие значения указателя на ближайшую
вершину вверх по дереву разбора, помеченную соответствующим нетерминалом.
Для реализации среды каждый нетерминал Block имеет атрибут Env. Для обеспечения возможности просматривать компоненты среды в соответствии с вложенностью блоков каждый нетерминал Block имеет атрибут Pred - указатель на охватывающий блок. Кроме того, среда блока корня дерева (нетерминал Prog) содержит все предопределенные описания (рис. 6.2). Это заполнение реализуется процедурой PreDefine.
Атрибут Pred блока корневой компоненты
имеет значение NULL.
|
// Описание атрибутов ALPHABET Prog:: KEY TName SETOF TElement Env. // Корневая компонента, содержащая предопределенные описания. Block:: KEY TName SETOF TElement Env; Pred. Ident_List:: SETOF TName Ident_Set. // Ident_Set - список идентификаторов Type_Defin, Type_Use, Access, Expression:: TType ElementType. // ElementType - указатель на описание типа Declaration, Var_Decl, Type_Decl::. Ident:: TName Val. Index:: int Val. // Описание синтаксисических и семантических правил RULE Prog ::= 'program' Ident Block '.' SEMANTICS 0:{Init(Env); PreDefine(Env); Pred=NULL }. RULE Block ::= 'begin' [( Declaration )] [ (Statement) ] 'end' SEMANTICS 0: if (!=NULL){ Init(Env); Pred= }. RULE Declaration ::= 'type' ( Type_Decl ). RULE Type_Decl ::= Ident '=' Type_Defin SEMANTICS TElement V; if (Find(Val,Env)!=NULL) Error("Identifier declared twice"); // Идентификатор уже объявлен в блоке // В любом случае заносится новое описание V.Name=Val; V.Object=TypeObject; V.Type=ElementType; Include(V,Env). RULE Type_Defin ::= 'ARRAY' Index 'OF' Type_Defin SEMANTICS ElementType=ArrayType(ElementType,Val). RULE Type_Defin ::= Type_Use SEMANTICS ElementType=ElementType. RULE Type_Use ::= Ident SEMANTICS TElement * PV; PV=FindObject(Val,,TypeObject,); If (PV!=NULL) ElementType=PV->Type. // В этом правиле анализируется использующая позиция // идентификатора типа. RULE Declaration ::= 'var' ( Var_Decl ). RULE Var_Decl ::= Ident_List ':' Type_Use ';' SEMANTICS TElement V; TName N; for (N in Ident_Set){ // Цикл по (неупорядоченному) списку идентификаторов if (Find(N,Env)!=NULL) Error("Identifier declared twice"); // Идентификатор уже объявлен в блоке // В любом случае заносится новое описание V.Name=N; V.Object=VarObject; V.Type=ElementType; Include(V,Env) }. // N - рабочая переменная для элементов списка. Для каждого // идентификатора из множества идентификаторов Ident_Set // сформировать объект-переменную в текущей компоненте среды // с соответствующими характеристиками. RULE Ident_List ::= ( Ident /',' ) SEMANTICS 0:Init(Ident_Set); 1A:Include(Val,Ident_Set). RULE Statement ::= Block ';'. RULE Statement ::= Variable '=' Variable ';' SEMANTICS if (ElementType!=NULL) && (ElementType!=NULL) && (ElementType!=ElementType) Error("Incompatible Expression Types"). RULE Variable ::= Ident Access SEMANTICS TElement * PV; PV=FindObject(Val,,VarObject,); if (PV==NULL){ Error("Identifier used is not declared"); ElementType=NULL ; } else ElementType=PV->Type. RULE Access ::= '[' Expression ']' Access SEMANTICS ElementType=ArrayElementType(ElementType, ElementType). RULE Access ::= SEMANTICS ElementType=ElementType. |
Поиск в среде осуществляется следующей функцией:
TElement * FindObject(TName Ident, BlockPointer, TObject Object, Prog) { TElement * ElementPointer; // Получить указатель на ближайший охватывающий блок do{ ElementPointer=Find(Ident, BlockPointer->Env); BlockPointer=BlockPointer->Pred; } while (ElementPointer==NULL)&&(BlockPointer!=NULL); // Искать до момента, когда либо найдем нужный идентификатор, // либо дойдем до корневой компоненты if (ElementPointer==NULL)&&(BlockPointer==NULL) // Дошли до корневой компоненты и еще не нашли идентификатора // Найти объект среди предопределенных ElementPointer=Find(Ident, Prog->Env); if (ElementPointer!=NULL) // Нашли объект с данным идентификатором // либо в очередном блоке, либо среди предопределенных if (ElementPointer->Object!=Object){ // Проверить, имеет ли найденный объект // нужную категорию Error("Object of specified category is not found"); ElementPointer=NULL; } else // Объект не найден Error("Object is not found"); return ElementPointer; } |
переходим к охватывающему блоку. Если дошли до корневой компоненты, пытаемся найти объект среди предопределенных объектов. Если объект нашли, надо убедиться, что он имеет нужную категорию.
Функция ArrayElementType(TType EntryType, TType ExprType) осуществляет проверку допустимости применения операции взятия индекса к переменной и возвращает тип элемента массива.
Функция ArrayType(TType EntryType, int Val) возвращает описание типа - массива с типом элемента EntryType и диапазоном индекса Val.