Классы алгоритмов
Одной из причин быстрого прогресса комбинаторных вычислений является усиление внимания к исследованию классов алгоритмов в противоположность изучению отдельных из них. Для того чтобы утверждать, например, что "все алгоритмы, предназначенные для выполнения того-то и того-то, должны обладать такими-то и такими-то свойствами" или "не существует алгоритма, удовлетворяющего тому-то и тому-то", необходимо иметь дело с четко определенным классом алгоритмов. Именно при таком определении становится возможным говорить, что данный алгоритм является оптимальным по отношению к некоторому свойству, если он работает по крайней мере так же хорошо (относительно этого свойства), как любой другой алгоритм из рассматриваемого класса.
Как можно строго определить, возможно, бесконечный, класс алгоритмов? Исследуем этот вопрос на примере задачи о фальшивой монете. Рассматриваемый в этом примере класс алгоритмов порождает более обширный и более важный класс алгоритмов - так называемые деревья решений.
Задача. Имеется
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
![](../../../../img/tex/1/5/c/15c39875de7daf510f0cb7d2bb6420e6.png)
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
![](../../../../img/tex/c/a/a/caa12e965141a5d582e7f530b84ed693.png)
![](../../../../img/tex/c/a/a/caa12e965141a5d582e7f530b84ed693.png)
![](../../../../img/tex/c/a/a/caa12e965141a5d582e7f530b84ed693.png)
Решение Пусть сомнительные монеты занумерованы числами
![](../../../../img/tex/d/d/8/dd879cb5e5498100e2e337d75b3c2224.png)
![](../../../../img/tex/0/e/2/0e293c51ff54d49bfb3795ef5c29ca70.png)
![](../../../../img/tex/0/6/4/064bab257ddf8e03f1ae292875330b93.png)
![](../../../../img/tex/4/c/c/4cc11ce048235026a1a9eef5bdbef01c.png)
![](../../../../img/tex/c/e/3/ce353bc077659b5017a659b304ff43fa.png)
![](../../../../img/tex/0/6/4/064bab257ddf8e03f1ae292875330b93.png)
![](../../../../img/tex/3/e/7/3e743403e0e6b96c7f0d30af849182e1.png)
![](../../../../img/tex/d/4/3/d434a79eb2c90fbaf3f266343e8e0570.png)
![](../../../../img/tex/7/2/3/723af7efacecd06050accba41a0595dd.png)
Рассматриваемые алгоритмы можно представить в форме дерева решений.
![](image/01-01.jpg)
Рис. 1.1. Дерево решений для задачи о фальшивой монете с четырьмя монетами
Корень дерева на рисунке изображен полой окружностью и помечен отношением
![](../../../../img/tex/f/0/e/f0e03c42481e35999b4f4a1435f36472.png)
Алгоритм, приведенный на рис. 1.1, требует двух сравнений в одних случаях и трех - в других. Скажем, что он требует "трех сравнений в худшем случае". Обычно важно знать, сколько работы требует алгоритм в среднем, однако для этого требуется задать вероятности различных исходов. Если предположим, что все девять исходов 1л, 1т, 2л, 2т, 3л, 3т, 4л, 4т, - равновероятны, то тогда этот алгоритм требует в среднем 7/3 сравнений.
На одну чашку весов можем положить больше одной монеты. Например, можно начать сравнения, положив на одну чашку весов монеты 1 и 2, а на другую - монеты 3 и 4 (рис. 1.2).
![](image/01-02.jpg)
Рис. 1.2. Корень другого дерева решений для задачи о четырех монетах
Если посчастливится, задачу можно решить за одно сравнение - это может произойти, когда все монеты настоящие. Независимо от того, как дополняется это дерево решений, в худшем случае задача все равно потребует тех же трех сравнений, поскольку единственное тернарное решение не может идентифицировать один из четырех исходов, которые возможны на ветви, помеченной символом "
![](../../../../img/tex/c/2/f/c2f5b852dd75d4d7096e76abd000b8e2.png)
![](../../../../img/tex/5/e/a/5ea5640b8d2a9eede74e98f81e38ed34.png)
Используя монету 0, о которой известно, что она настоящая, можно получить приведенное на рис. 1.3 дерево решений (полное двухъярусное тернарное дерево), которое и в худшем, и в среднем случае требует двух сравнений.
![](image/01-03.jpg)
Рис. 1.3. Оптимальное дерево решений для задачи о четырех монетах
Рассматриваемый класс алгоритмов решения задачи о фальшивой монете есть множество тернарных деревьев решений (примеры на рис.1.1, рис.1.2,
рис.1.3), обладающих следующими свойствами:
- каждый узел помечен сравнением , гдеи- непересекающиеся непустые подмножества множествавсех монет;
- каждый лист либо не помечен, что соответствует невозможному исходу в предположении существования не более чем одной фальшивой монеты, либо помечен одним из исходов iл, iT, н, означающим соответственно, что все монеты настоящие. Четко определив подлежащий дальнейшему рассмотрению класс алгоритмов, можно исследовать свойства, которыми должно обладать каждое дерево из этого класса, и определить, как найти алгоритмы, являющиеся в некотором смысле оптимальными. Решим эту проблему в начале для четырех монет, а затем перейдем к общему случаю.
Поскольку в задаче о четырех монетах требуется различить девять возможных исходов, любое дерево решений для этой задачи должно иметь, по крайней мере, девять листьев и, следовательно, не менее двух ярусов. Поэтому дерево на рис.1.3 является оптимальным и для худшего случая, и для среднего. Существуют ли другие оптимальные деревья? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть множество всех деревьев решений для задачи о четырех монетах. Попытаемся исключить из дальнейшего рассмотрения какую-либо часть этого множества. Прежде всего видно, что путем любой перестановки множества
![](../../../../img/tex/f/3/6/f36e58f0e80288b9089f4c6ab4c277d8.png)
сомнительных монет из одного дерева, приведенного на рис.1.3, можно получить другие оптимальные деревья. Все они будут изоморфны дереву на рис.1.3. Исходя из этого, уточним постановку задачи и будем интересоваться попарно неизоморфными деревьями.
Рассмотрим затем, существует ли оптимальное дерево среди тех, у которых в корне не используется монета с номером n.
При таком ограничении в корне дерева можно сделать только два различных сравнения, а именно
![](../../../../img/tex/f/0/e/f0e03c42481e35999b4f4a1435f36472.png)
![](../../../../img/tex/e/3/2/e323bd0bb044369651d982849a1881ab.png)
Наконец, рассмотрим те деревья решений, которые используют монету 0 в корне. В этом случае видно, что в корне фактически возможны только два сравнения:
![](../../../../img/tex/f/b/6/fb685e5a198897d344cf54e948be8f13.png)
![](../../../../img/tex/c/b/5/cb549ffb3bbab22494951e6042e7c7e0.png)
Когда используемые идеи анализа задачи о четырех монетах переносятся на произвольный случай, в некоторой степени все идеи обобщаются на случай любого числа монет. Однако некоторые из них не имеют практического значения, когда
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
![](../../../../img/tex/a/7/4/a7466f63abf1057fc1e10136891431ed.png)
Поскольку число листьев в дереве решений должно быть по крайней мере таким же, как и число возможных исходов задачи (
![](../../../../img/tex/c/3/0/c30ac81331722e8f1ee36d904356c20e.png)