Компиляция программ для современных архитектур

         

Усовершенствования базового алгоритма


После реализации вышеописанного базового алгоритма для компилятора GCC и первоначальных экспериментов нами был разработан и реализован ряд усовершенствований, улучшивших как показатели производительности алгоритма, так и время его работы. Во-первых, нами были реализованы дополнительные преобразования команд: спекулятивное выполнение команд и условное выполнение команд. Для поддержки обоих преобразований необходимо модифицировать этап сбора доступных команд, а также поиск и перемещение выбранной команды наверх к точке планирования. Спекулятивные команды для Intel Itanium создаются при протаскивании команды загрузки наверх либо через условный или безусловный переход (спекулятивность по управлению), либо через возможно зависимую команду записи в память (спекулятивность по данным). Для спекулятивных команд отслеживается вероятность выполнения зависимостей (одной или нескольких), нарушенных при превращении команды в спекулятивную форму. При обнаружении команды загрузки, породившей спекулятивную форму, помимо ее удаления создается команда проверки результата спекулятивного выполнения и код восстановления, а при создании компенсационной копии такой команды эта копия обязательно преобразуется в спекулятивную форму. Более детально поддержка спекулятивного выполнения в нашем планировщике команд описана в работах [, , ].

Команды для условного выполнения создаются при слиянии промежуточных множеств доступных команд в точке разделения потока управления: в зависимости от направления, с которого поступила команда, если она еще не была аннотирована предикатным регистром, то она аннотируется либо регистром, контролирующим условный переход в точке разделения потока, либо его отрицанием. При поиске выбранной в условной форме команды необходимо преобразовать эту команду в обычную форму ровно на том условном переходе, на котором к команде был добавлен предикат при сборе команд. Остальные этапы алгоритма, в том числе создание компенсационных копий, при обработке команд в условной форме не меняются.


Во-вторых, был выполнен ряд улучшений этапа выбора лучшей команды. В первую очередь, для выбора стал использоваться существующий механизм компилятора GCC, заключающийся в отслеживании конфликтов конвейера процессора через конечный автомат, описывающий функциональные устройства процессора []. Интерфейс автомата позволяет узнать необходимую задержку в тактах для выдачи данной команды в данном состоянии автомата. С помощью этого интерфейса в GCC реализован механизм локального перебора команд из множества готовых к выдаче на данном такте для поиска такой команды, выдача которой позволит выдать на данном такте наибольшее количество других готовых команд. Данный механизм был адаптирован нами для работы с вычисленным планировщиком множеством готовых команд.

Далее, в ходе этапа сбора доступных команд также вычисляется полезность команды, отражающая вероятностей выполнения тех путей графа потока управления, вдоль которых доступна эта команда. Полезность команды в промежуточном множестве доступных команд умножается на вероятность перехода по дуге при протаскивании команды вверх вдоль этой дуги, а при объединении множеств в точке слияния потока управления полезности одинаковых команд, пришедших в эту точку по разным путям, складываются. Полезность готовой команды используется при сортировке готовых команд для выделения более приоритетных. Другими эвристиками при этой сортировке являются длина критического пути, начинающегося от команды, ее спекулятивность, а также вероятность выполнения зависимостей, нарушенных ее перемещением, если она спекулятивна. Кроме того, незапланированные команды предпочитаются запланированным, чтобы гарантировать окончание алгоритма при конвейеризации циклов.

Наконец, было выполнено большое количество исправлений реализации планировщика и кодогенератора GCC (более 30), которые явились результатом анализа производительности скомпилированных программ из пакета тестов SPEC CPU 2000. Приведем наиболее важные примеры. Переименование регистров применялось только к тем инструкциям, чья латентность превышает время выполнения инструкции копирования регистра в регистр.


Это отсекает переименования, которые никогда не дадут выигрыша. Другим улучшением является запрет на применение преобразования переименования регистров (и спекулятивного выполнения команд по управлению) в тех случаях, когда результирующая инструкция будет запланирована на последнем такте цикла, и можно показать, что такое преобразование будет невыгодным. Далее, перепланирование конвейеризованного кода для достижения более плотного расписания в тех местах кода, из которых были перемещены инструкции, позволило нам улучшить ряд тестов SPEC на 0.5-1%. Этот дополнительный проход особенно полезен для маленьких циклов, в которых создаваемые конвейеризацией «дырки» имеют значение.

В-третьих, алгоритм планирования был ускорен по сравнению с базовым. Из основных улучшений, приведших к уменьшению времени работы алгоритма, можно перечислить следующие:


  • кэширование результатов проноса команды через другую команду;
  • сохранение полной «истории» преобразований, которым подверглась команда при проносе наверх, для быстрого «отката» этих изменений;
  • применение переименования регистров только к самым приоритетным инструкциям;
  • ограничение количества обновлений множества доступных команд так, чтобы множества обновлялись только после планирования нескольких команд на данном барьере;
  • ограничение длины «окна» команд, которое просматривает планировщик в поисках кандидатов на выдачу, для прохода, на котором выполняется перепланирование кода после конвейеризации.


По результатам тестирования усовершенствованного алгоритма планирования на платформе Intel Itanium было получено среднее ускорение в 3-4% на пакете тестов SPEC CPU FP 2000 (для разного набора базовых опций получено разное ускорение), а на отдельных тестах – до 10%. Часть результатов представлена в таблице 1. Мелким шрифтом выделен тест, который работает некорректно с текущей реализацией поддержки условного выполнения.

База Сел Сел
+Усл
Сел
+Зав
Сел+Зав
+Усл
168.wupwise 553 -2,35% -2,35% 1,27% 1,45%
171.swim 754 1,46% 4,91% 0,93% 5,04%
172.mgrid 574 3,66% 3,83% 7,49% 8,01%
173.applu 531 3,95% 3,95% 3,77% 4,33%
177.mesa 774 1,42% 1,42% 2,58% 1,42%
178.galgel 856 2,45% 2,22% 3,50% 3,50%
179.art 2025 1,14% 6,17% 1,23% 6,22%
183.equake 509 8,64% 8,64% 6,88% 7,07%
187.facerec 959 -0,31% 0,52% 0,00% 0,42%
188.ammp 739 3,79% 4,19% 3,79% 4,19%
189.lucas 898 0,33% -0,33% -0,11% 0,00%
191.fma3d 549 -1,28% -1,28% 0,55% 0,00%
200.sixtrack 325 0,00% 1,23% 8,92% 8,92%
301.apsi 538 1,30% 2,04% 4,65% 5,02%
SPEC FP Geo
Mean
687,7963 1,70% 2,47% 3,21% 3,93%
Таблица 1. Результаты тестов SPEC FP для планировщика команд.

Исходные коды реализованного алгоритма планирования команд и конвейеризации циклов был включен в специальную ветвь компилятора GCC, доступную с официального сайта разработчиков. Кроме того, по результатам настройки алгоритм планирования был включен в основную ветвь разработки компилятора GCC, как планировщик по умолчанию для платформы Itanium, и будет доступен в следующем релизе компилятора версии 4.4.0.

Мы продолжаем работы над улучшением алгоритма, в первую очередь – над добавлением поддержки полного графа зависимостей по данным, что позволит как ускорить сам алгоритм, так и реализовать более эффективные эвристики для этапа выбора наилучшей команды. Также будут вестись работы над настройкой реализованного алгоритма на другие архитектуры, в частности, IBM Power6.


Содержание раздела