Введение в язык Питон


Основные элементы программирования.


Если вы читали всё, что я написал до этого пункта, то можете подумать, что Питон – это очень убогий язык. Но в действительности это не так. Вы можете писать на Питон программы любой сложности. Например, нам надо найти первые числа Фиббоначи(числа Фиббоначи характеризуются тем, что каждое следующее число Фибоначчи равно сумме двух предыдущих):

>>> # Числа Фибоначчи: ... # Сумма двух предыдущих определяет следующее ... a, b = 0, 1#Два первых числа >>> while b < 10:#Цикл ниже выполняется пока число Фибоначчи меньше 10 ... print b ... a, b = b, a+b ...

Результат выполнения программы:

1

1

2

3

5

8

Эта программа демонстрирует многие возможности Питона.

  • Первая строка демонстрирует присваивание двум переменным двух различных значений

  • Вторая строка демонстрирует заголовок цикла while(пока). Этот цикл (после двоеточия) обозначается отступом и выполняется пока условие в заголовке цикла(b < 10) является верным(или не равно нулю, например цикл while 0 выполняться не будет, а цикл while 1 будет выполняться бесконечно и зациклит программу, если внутри цикла не предусмотрено какое-либо условие выхода(плохой стиль программирования)). Попробуйте изменять число в цикле, и вы увидите, как будет изменяться верхнее значение переменной b. Кроме этого, в цикле while могут использоваться строки, списки, при этом всё, имеющее нулевую длину, считается нулём, а всё, имеющее ненулевую длину, считается истиной. В операторе while вы можете использовать следующие операции: < (меньше), > (больше), ==(равно), <= (меньше или равно), >= (больше или равно) и != (не равно).

  • Третья строка выводит на экран значение переменной b. В этом операторе вы можете использовать любые переменные, списки, строки(строки выводятся без кавычек) разделённые друг от друга пробелом. Поэтому вы можете отформатировать вывод так, как вам это надо.

  • Четвёртая строка также демонстрирует присваивание двум переменным двух значений. Самое важное – отметить, что вначале оцениваются выражения справа(т.е b, a + b), а затем эти выражения подставляются в левую часть.

    Кроме этого, отметим, что логические части программы(такие как, например, тело цикла) отмечаются отступами от основного уровня текста программы, а не специальными символами({} в Си и begin end в Паскале). Заметьте также, что после заголовка следует символ двоеточия.

Приведём ещё некоторые примеры несложных программ:

>>> i = 256*256 >>> print 'Значение i`, i Значение i 65536

Разделение переменных запятой позволяет подавить переход на новую строку при выводе.

>>> a, b = 0, 1 >>> while b < 1000: ... print b, ... a, b = b, a+b ... 1 1 2 3 5 8 13 21 34 55 89 144 233 377 610 987

Заметьте, что перевод строки осуществляется интерпретатором автоматически, когда следующая переменная не умещается в текущей строке.

|

 




Начало  Назад  



Книжный магазин